История одного города: как живут и работают в Иркутске

Начитанный россиянин знает, что Иркутск стоит на трех реках, что этот город — в Сибири, что здесь стоит самый спорный и неоднозначный памятник российской истории — памятник адмиралу Колчаку. Все это складывается в образ города свободных, даже лихих людей. Мы узнали, какой образ составили для себя те, кто приехал сюда жить и работать.
История одного города: как живут и работают в Иркутске

Работа в Иркутске

«Город в большей степени торговый. К сожалению, большинство крупных промышленных предприятий сейчас закрыто, расформировано. Поэтому нужны менеджеры, продавцы, региональные торговые представители, — рассказывает

Гульнара Шорина, руководитель кадрового агентства HR Gym . — Даже топ-менеджмент в большей степени востребован именно в торговом сегменте.

У нас большой поток приезжих из стран ближнего зарубежья, конечно. Из стран бывшего СНГ, Китая. С этих направлений много претендентов, люди приезжают на заработки.

Достаточно редко руководители делают запрос именно на специалистов из других регионов. Но иногда руководители отмечают, что готовы рассмотреть иногородних кандидатов. Условия, которые они готовы предоставить, — это средняя зарплата по Иркутску для конкретной должности, оплата переезда и аренды жилья на первое время, пока человек адаптируется.

Недавно у нас был запрос на топ-персонал для мебельной компании: директор производства, директор по развитию. В этом случае предпочтительны были кандидаты из других регионов, так как руководству компании не хотелось нанимать конкурентов».

Екатерина Слабковская, собственный корреспондент ТАСС из Москвы: «Журналисту однозначно стоит съездить и, возможно, попробовать пожить в Иркутске. Это совершенно новый взгляд на профессию и новый опыт. Если человек едет в столицу — там его ждет достаточно жесткая профессиональная матрица, работать можно только в ее рамках, выскочить за них практически невозможно. В регионе журналист удивится и вспомнит, насколько эта профессия разносторонняя, богатая новыми впечатлениями и эмоциями.

В регионе можно найти для себя новый формат — в этом очень сильно нуждается сейчас российская журналистика. Есть большой запрос на новые темы и жанры, которые на самом деле являются хорошо забытой практикой советской журналистики. Например, я стала больше работать с портретными очерками — раньше такие материалы публиковали нечасто, а теперь это очень востребованный формат. Вся эта фактура есть именно в регионах, например, в Иркутске, в силу исторических особенностей.

Непонятно, где ты будешь себя чувствовать более реализованным, более полезным. Нужно быть гибкими и мобильными. Если я могу своей профессией принести пользу тому месту, где я родилась, — это надо сделать. При уровне современных коммуникаций ты можешь чувствовать себя состоявшимся независимо от того, где живешь — в провинции или нет».

Цены и зарплаты

Екатерина Слабковская, собственный корреспондент ТАСС из Москвы: «Тех, кто впервые приезжает в Иркутск, поражает количество очень дорогих машин, стоимостью свыше 5 миллионов. При средней зарплате для региона в 30 000 рублей это и правда удивительное явление. Возможно, в этом проявляется такой провинциальный снобизм.

Иркутск значительно просел в политическом и экономическом плане за постсоветский период. Но эта территория остается совершенно уникальной, особый исторический дух — он есть в Иркутске. Эта громада осталась, она чувствуется».

История одного города: как живут и работают в Иркутске

Глеб Пичкин, психолог, переехал из Минска: «Зарплата для более или менее комфортной жизни здесь — от 30 000. Сумма для комфортного выхода на улицу около 1000 рублей. Квартиру снять несложно, однушку в пределах 15 000 можно найти. В общем, для такого города это даже недешево».

Ян Круль, учитель музыки, переехал из Уфы: «Я беру с собой в день 500 рублей, мне хватает. Квартиру стоит снять минимум 14 000. Комфортная зарплата, если без аренды жилья, на одного 30000 – 40000. С работой в городе сложновато».

Гульнара Шорина, руководитель кадрового агентства HR Gym: «Иркутск считает себя маленькой столицей и старается жить по-столичному. По уровню затрат город сопоставим с Санкт-Петербургом и Москвой. Возможно, жилье дешевле, чем в Москве, но близко к ценам Петербурга. Заработная плата здесь в среднем 30 000 – 35 000 рублей».

Устройство Иркутска

Глеб Пичкин, психолог, переехал из Минска: «Для меня Иркутск устроен сложно: много улочек и так далее. Но, так как я питаю страсть к пешим прогулкам, для меня это всегда интересно. Я запоминаю городские маршруты через памятники и красивые места.

Для меня самое важное здесь это Байкал и тайга. Байкал с его безумной энергией, с его манящими водами, тайга с ее опасностью, дикостью, просторами и, наверное, буряты, с их колоритом. А еще горы! Это вообще бесподобно. И таким образом Иркутск на сегодня для меня — это необузданная природа с самым великим и грандиозным озером в мире, с великолепнейшими горами и колоритными бурятами!»

Ян Круль, учитель музыки из Уфы: «Город устроен прежде всего для туристов, а не для жизни — мало развязок, ужасный транспорт, плохие рынки и магазины. Основные городские объекты, на которые можно ориентироваться приезжему, это улицы Ленина и Карла Маркса.

Вообще это очень красивый город, краше Екатеринбурга, Уфы, Перми, Омска, Челябинска, всех вместе взятых. В этих городах я жил, и их неплохо знаю. Но Иркутск постепенно исчезает, через 10 лет он на 50% исчезнет, потеряет в своей красоте. Сейчас мне очень приятно в нем жить — я гуляю в красивых парках, работаю в красивом здании, хожу на службу в исторические храмы. Меня это наполняет».

Гульнара Шорина, руководитель кадрового агентства HR Gym: «Во-первых, это очень солнечный город. Здесь, в отличие от того же Санкт-Петербурга, очень много солнца. Во-вторых, город очень красивый — здесь сохранились исторически значимые архитектурные постройки: как деревянные, так и более позднего периода. И, в-третьих, город экономически привлекателен. Для тех участников бизнеса, которые хотят взаимодействовать с Китаем, здесь есть достаточно возможностей — в регион заходит много международных компаний, например».

Иркутянин: пассионарность и «сибирский характер»

Екатерина Слабковская, собственный корреспондент ТАСС из Москвы: «Люди, которые осваивали Сибирь, а потом из Иркутска, как некоего форпоста для освоения Дальнего Востока и Америки, основывали первые поселения, прокладывали торговые пути с нуля, не имея вообще никакого основания, кроме внутреннего движения духа — вот это и есть пассионарность.

Прежде всего это люди с громадным запасом энергии, с большим потенциалом. Эта наэлектризованность очень сильно чувствуется по стратегиям и поведенческим моделям, которые можно увидеть у местных жителей. Сибиряков, и иркутян особенно, видно издалека.

Сибирь — это место ссылок, начиная со времен декабристов. Но присутствие здесь декабристов скорее облагородило портрет сибиряков. Это очень мощный пласт, который формирует характер. Это ведь практически нарицательное выражение — сибирский характер. То есть люди закаленные и мощные духом. Их потенциал остается нереализованным сегодня, но, наверное, из-за этого есть некое брюзжание у местных жителей. Нездоровая идея, что нужно «дергать отсюда», — есть. Некоторые стараются мигрировать.

Иркутяне очень доброжелательные, гостеприимные и неравнодушные. Здесь все строится на принципах личного общения и некоей сердечности, меньше прагматичного подхода и больше душевности».